shenbuv: (shenbuv)
[personal profile] shenbuv
Точнее, рассказывают.
А именно: в шабат у нас была моя подруга, которая в силу семейных обстоятельств временно пребывает в городе Стокгольме, а там в свободное от дистанционной археологии время закончила курсы и подрабатывает чем-то вроде сестры-ассистентки в этом самом доме престарелых. По ее словам, получает большое удовольствие.

Истории отдельных пациентов ей рассказывать нельзя, но кое-что интересное под это определение не подпадает. Например, что-то я ойкнула, а она вдруг затянула "Ой-вей, цукер-зис..." Никогда раньше, вроде, не пела на идише. Я на нее смотрю круглыми глазами, а она говорит: "А у нас весь обслуживающий персонал это поет, и таиландцы, и шведы". Опа. Оказывается, пациенты, даже с деменцией, которые уже и говорить не могут, - поют! Естественно, многие на идише. А персонал подпевает. Более того, - она говорит, что не только песни в голове дольше держатся, чем обычная речь, но и стихи! Мне, как поэту, это даже лестно было услышать. Еще она говорит, что многие забыли, как вилку-ложку держать, а на пианино играют по-прежнему!
Говорит, что повар там - марроканский еврей, поэтому они все, включая персонал, катаются, как сыр в масле. Причем есть на работе ей не "можно", а "нужно", это входит в ее обязанности, - некоторые не помнят сами, как есть, и ей нужно сидеть рядом и есть самой. И с собой можно брать. И в том же здании - кашерная лавочка. Я помню, что как-то мы с ней обедали в их столовой, когда она лет 13 назад гостила у своей мамы, а я неделю гостила у нее, - там тогда и туристов кормили, не знаю, как сейчас. В те годы и в Венеции в еврейском доме престарелых заодно была гостиница и ресторанчик, но потом престарелые там, увы, закончились, и теперь кашерный ресторанчик только один, хабадский, а что стало с помещением, не знаю.
Народ, говорит, все больше непростой, - и профессора, и артисты. И родственники, которые их навещают, бывают весьма любопытные, - всякие тоже персоны. Как в том анекдоте про нового русского, который приходит к старому еврею и говорит: "Папа..." Я помню, что в конце моей тогдашней поездки ее отец сделал нам с ней сюрприз: вызвался довезти меня в аэропорт, она меня провожала, и он, зная наше профессиональное пристрастие к кладбищам, забрал нас пораньше и по дороге завез на еврейский участок главного кладбища Стокгольма. Так ее родители ходили там между еврейскими памятниками и удивлялись, находя фамилии известных шведских деятелей.
Из России там тоже есть старички. Вот бы где ей русский язык пригодился, - она уже думала, не начать ли учить, поскольку к ней, с ее скандинавской внешностью, в Израиле часто по ошибке обращаются по-русски.
Говорит, что не чувствует, что работать там уж очень тяжело и мрачно, наоборот, интересно. Я представляю себе. Идишисты, слышите, - вот где песенки-то можно собирать!

From: [identity profile] kma-shunra.livejournal.com
Я когда в больнице (в Адассе на Скопусе) лежала, все никак не могла понять, что за медсестра там странная есть - на вид больше похожа на русскую, зовут Мария; но по-русски не говорит, и акцент на иврите какой-то странный. Мало ли, думаю, может из Прибалтики откуда-нибудь националистка :)
Оказалось - из Швеции (только я не спрашивала, каким образом она здесь очутилась.
From: [identity profile] kma-shunra.livejournal.com
Всякое бывает.
В Питере как-то работала шлюхой посланницей в Сохнуте еврейка из Швеции, на вид была настоящая Валькюрен (а внутри - нежная и трепетная; ее просто сожрали там - было, честно говоря, неприятно узнать).
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Неоми тоже нежная и трепетная, но ее хрен сожрешь.
А внешность - обманчивая штука, да. Неоми говорит, что на нее стюардессы вечно пялятся, когда кошерную еду разносят и видят ее имя в списке.
Еще мы как-то с ней сидели в Стокгольмской королевской библиотеке и разговаривали между собой на иврите, сзади кто-то сказал "Шалом!", мы обернулись, и мужик - видимо, израильтянин, услышавший родную речь, - просто офонарел. Сидят таки две чухонские курочки, в Стокгольме, и на иврите говорят...
Но самое смешное было, когда мы с ней в Иерусалиме стояли в очереди на кассу в супере, я купила стаканы и рассуждала о том, что ползать окунать их лень, а она сказала: "А мы, сефарды, стекло не окунаем". Она сефардка по бывшему мужу. Но что с людьми в очереди было...

Re: А мы, сефарды,

Date: 2013-01-14 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kma-shunra.livejournal.com
У нас есть знакомый молодой человек, наполовину финн с соответствующей внешностью.
Одно время он ходил в йеменкую синагогу и говорил, что он "теймани" ;)

А в Питере в Сохнуте был знатный гадюшник (по-моему, по всему Сохнуту славился). Эти могли жизнь попортить.

Date: 2013-01-14 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] sima-korets.livejournal.com
Я в нашем бэйт-авоте как-то слышала, как тайландка-метапелет пела старушке украино-идишную песенку, знаешь, есть такие?

Date: 2013-01-14 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Да, в антологии Гинзбурга и Марека есть несколько, прелестные.

Profile

shenbuv: (Default)
shenbuv

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 04:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios