Наука в отдельно взятой
Feb. 25th, 2013 09:24 pmOriginally posted by
belan at Как делили апельсин

via
philtrius
Место действия - известный российский академический институт гуманитарного профиля. Одна из лабораторий получила грант то ли от РГНФ, то ли от РФФИ. Сумма гранта 2,5 млн. руб, правда, почему-то на три года. В первом году 1, 2 млн. Сотрудник лаборатории, который стал фактическим руководителем гранта (номинальным стал завлаб) обратился ко мне за консультацией: надо бы провести полевое исследование, сколько оно может стоить? Тематика работы мне сильно не по профилю, но я пострарался вникнуть и сказал, что если полевое исследование проводить, как опрос с включением в него элементов эксперимента, то есть работать в парадигме групповой техники, то это в зависимости от параметров будет стоить... Ну, примерно столько-то. Цены, по поторым работает типичная брендовая опросная фирма, привели моего собеседника в ужас (проводить в любом случае должен был не я, моего интереса здесь нет). Ладно, даю чистую себестоимость, обещаю попробовать договоритьмся с каким-нибудь регионом, чтобы он взял небольшой бесприбыльный проект. Мой коллега с сомнением записал эти цифры и сказал, что поговорит с руководством. Ответ был таков: можем выделить на исследование 10 тысяч безналичных рублей. Я сказал, что об эту сумму никто руки марать не будет, тем более, что ее надо обналичить, пусть даже в хорошем смысле этого слова, т.е. с уплатой страховых взносов. На руки останется около 6 тыс. руб. Коллега спрашивает: а сколько надо? Отвечаю: ну, если по вашей методике привлечь в недорогом регионе к исследованию 30 человек, то примерно 50 тыс. руб. по чистой себестоимости. Это минимум. Коллега передал завлабу, тот категорически против. Ладно, мое дело маленькое.
Потом в лаборатории состоялось обсуждение проекта, посвященное программе работы. Каждый высказал свои умные научные соображения. Может быть, в какой-то части действительно умные, допускаю. Что дальше? Завлаб по какой-то причине отстуствовал. Были озвучены возможные цифры стоимости полевого исследования: 10 тыс. и 50 тыс. Дружное мнение коллектива: ничего этого не надо, весь грант надо использовать на прибавки к зарплате сотрудникам. Откуда взять данные? Из теории, попросту говоря из головы. Ну, коллега (нетипичный человек для академического института) соорудил что-то за несколько дней, с цифрами и таблицами. Кстати, чтобы такое скреативить, квалификация как-раз и нужна, а то ведь и цифры могут не сойтись. Показывает завлабу. Тот в восторге, и никаких вопросов о том, откуда взялись эти цифры, на какие шиши проводилось исследование. Итог - неприкрытая фальсификация данных. Какие они в действительности, какие эффекты могли быть выявлены - Бог ведает. Но уже выходит журнальная статья, по итогам гранта будет написана коллективная монография. Глядишь, и диссертация чья-нибудь появится. Между прочим, без всякого плагиата.
Между тем, денег на исследование отпущено более, чем достаточно. Просто нужно: дать грант на полгода (можно даже с дисконом за уменьшение сроков, чтобы не раздувать инфляцию), исполнителями назначить двух человек, выплатить им зарплату и премию, остальное потратить на полевое исследование вполне приемлемого масштаба (не 30, а 1000 человек).
Теперь я понимаю, почему, как правило, не могу общаться с академическмми и ВУЗовскаими коллегами. Они деморализованы низкими зарплатами и, вероятно, еще какими-то причинами. Единственный их помысел - перегнать грант в зарлату. Очень много бессмысленного народа. Измельчали, дерутся за каждую копейку. Ментально отстали, совковое мировоззрение. Исключения есть, и даже нескольких типов, но их немного и о них надо говорить отдельно.
Что делать? А ОТКУДА Я ЗНАЮ? Все так запущено, что уже неохота и думать об этом.
Потом в лаборатории состоялось обсуждение проекта, посвященное программе работы. Каждый высказал свои умные научные соображения. Может быть, в какой-то части действительно умные, допускаю. Что дальше? Завлаб по какой-то причине отстуствовал. Были озвучены возможные цифры стоимости полевого исследования: 10 тыс. и 50 тыс. Дружное мнение коллектива: ничего этого не надо, весь грант надо использовать на прибавки к зарплате сотрудникам. Откуда взять данные? Из теории, попросту говоря из головы. Ну, коллега (нетипичный человек для академического института) соорудил что-то за несколько дней, с цифрами и таблицами. Кстати, чтобы такое скреативить, квалификация как-раз и нужна, а то ведь и цифры могут не сойтись. Показывает завлабу. Тот в восторге, и никаких вопросов о том, откуда взялись эти цифры, на какие шиши проводилось исследование. Итог - неприкрытая фальсификация данных. Какие они в действительности, какие эффекты могли быть выявлены - Бог ведает. Но уже выходит журнальная статья, по итогам гранта будет написана коллективная монография. Глядишь, и диссертация чья-нибудь появится. Между прочим, без всякого плагиата.
Между тем, денег на исследование отпущено более, чем достаточно. Просто нужно: дать грант на полгода (можно даже с дисконом за уменьшение сроков, чтобы не раздувать инфляцию), исполнителями назначить двух человек, выплатить им зарплату и премию, остальное потратить на полевое исследование вполне приемлемого масштаба (не 30, а 1000 человек).
Теперь я понимаю, почему, как правило, не могу общаться с академическмми и ВУЗовскаими коллегами. Они деморализованы низкими зарплатами и, вероятно, еще какими-то причинами. Единственный их помысел - перегнать грант в зарлату. Очень много бессмысленного народа. Измельчали, дерутся за каждую копейку. Ментально отстали, совковое мировоззрение. Исключения есть, и даже нескольких типов, но их немного и о них надо говорить отдельно.
Что делать? А ОТКУДА Я ЗНАЮ? Все так запущено, что уже неохота и думать об этом.

via
no subject
Date: 2013-02-25 07:42 pm (UTC)Так гуманитарного ж - какая там наука... ;)))
no subject
Date: 2013-02-25 07:48 pm (UTC)no subject
Date: 2013-02-26 12:25 am (UTC)Так вот, как-то в Германии, в одном из Макс-Планк институтов, я 20 лет назад собственными глазами видел, как профессор, руководитель одного из проектов, рисовал фломастером на прозрачке нечто, что должно было олицетворять собой результат проекта, который не был (и не мог быть) достигнут, чтобы завтра показать этот результат деньгодателям. И подобное я видел не раз. Единственная разница с Россией - на Западе деньги невозможно перевести в зарплату.
Это я всё к тому, что специфика академических заведений везде примерно одинакова и основывается на необходимости стоять с протянутой рукой, выпрашивая деньги на исследования. А вот тратить их на то, подо что их дают, не всегда хочется, ибо это может быть не интересно, а интересно другое. Вот и приходится обманывать... Святое дело.
no subject
Date: 2013-02-26 02:02 pm (UTC)